Что делать если недобросовестный застройщик нарушил обязательства по договору? Как и куда жаловаться, и за что можно просить компенсации? Обо всём этом подробнее, в нашей статье.
Покупка жилья в новостройке — это выгодно. Низкая стоимость, современная и удобная планировка, юридическая чистота — всё это несомненные плюсы при покупке ещё строящейся квартиры. Но эти удобства сопровождаются рисками, столкнуться с которыми может каждый.
Если вы собираетесь приобрести квартиру в строящемся доме, то основным документом для заключения сделки станет ДДУ — Договор Долевого Участия. Он устанавливает взаимоотношения сторон сделки и поможет разрешить вероятные споры посредством уже имеющегося законодтаельства.
Если застройщик нарушает договор, или нынешнее законодательство, то вы в праве обратиться к нему с претензией, написать жалобу в соответствующие органы или же подать судебный иск.
Чтобы минимизировать свои риски не спешите принимать квартиру сразу после уведомления от застройщика. Если в квартире вы обнаружите дефект, то благодаря ДДУ сможете потребовать от застройщика безвозмездное устранение дефекта либо же отказаться от приёма квартиры.
Но есть нюанс. С 2023 по 2024 год действует Постановление Правительства №2380, согласно которому заявленные дольщиком дефекты требуют оценки. Для этого придётся совместно с застройщиком выбрать нужного эксперта, он рассмотрит характер дефектов, и выяснит: существенны они, или нет. Если дефект несущественный, то покупатель не в праве отказаться от приёма квартиры, но всё ещё может потребовать безвозмездного устранения дефектов в течение двух месяцов с момента приёма. Если же дефект существенный, то покупатель в праве отказаться от приёма квартиры и потребовать вернуть ему деньги, либо всё ещё устранить дефекты бесплатно.
Если же застройщик на основании ДДУ отказывается выполнить ваше законное требование, вы можете обратиться в суд.

Веским основанием для жалобы будет несоблюдение сроков введения в эксплуатацию квартиры. Согласно приведённому выше Постановлению Правительства, на текущий год застройщик в праве перенести эти сроки, только если уведомит вас за два месяца до их окончания.
Если же застройщик не уведомил вас о переносе, и не сдаёт квартиру вовремя, вы в праве обратиться с претензией к нему напрямую, и потребовать взыскать неустойку. В случае отказа обращаться стоит тоже в суд.
Жалобы пишутся и о том, что застройщик недобросовестно выполняет свои обязанности. Например не обеспечивает должную защиту жизни и здоровья людей на стройке. Или если вы, как участник долевого строительства, считаете что при строительстве нарушаются технические или градостроительные регламенты.
В таком случае жалоба может быть подана в органы госстройнадзора, прокуратуру, роспотребнадзор, полицию или руководству застройщика, если таковое есть.
Нередко основанием для жалобы является нарушение прав физического лица как потребителя. Сюда входят: сдача квартиры плохого качества, нецелевое использование средств дольщиков, существенные изменения метража квартиры, нарушения при подписании акта приёма-передачи квартиры и многое другое.
Здесь важно понимать, что с юридической точки зрения дольщик является не потребителем, а скорее инвестором. Несмотря на введение счетов-эскроу, в отличие от потребителя, дольщик обязан осознавать свои риски при строительстве и соответственно минимизировать их хотя бы для себя. Это значит что вам стоит очень внимательно отнестись к договору и застройщику, с которым вы выбрали этот договор заключить.
Но если всё-таки застройщик нарушил ваши права, то жалобу стоит направить в суд. Вероятно, что и в вашем деле будет использоваться “Закон о защите прав потребителей”, ведь такая практика в разрешении судебных исков уже давно не редкость.

Если вы обнаружили дефекты связанные со строительством квартиры в первые три года проживания, то вам следует обратиться напрямую к застройщику, с претензией. Согласно закону гарантийный срок ДДУ начинается от трёх лет с момента подписания передаточного акта и может быть только увеличен.
Получив такую претензию застройщик будет обязан исправить свой дефект.
Но если вы обнаружили дефекты связанные с отделкой от застройщика, то через три года может быть поздно. Срок гарантий на такие работы либо установлен договором, либо равен двум годам с момента подписания передаточного акта.
Если вы точно уверены что застройщик нарушил ваши права, обратитесь к нему с претензией напрямую. Если вы полагаете, что застройщик нарушает градостроительный регламент, следует написать жалобу в соответствующие инстанции. А если застройщик отказывается выполнять ваши законные требования, смело обращайтесь в суд.
Самое важное — это понять, что юридически вы инвестор. Но исходя из существующей практики вас можно защищать и как потребителя. А для грамотного составления письма с жалобой, претензии или иска, вам стоит обратиться за помощью к специалисту.
Ранее мы писали о том, что делать если ваш застройщик обанкротился.
