Египет стоит на пороге одного из самых масштабных инфраструктурных проектов XXI века — переноса столицы и строительства нового мегаполиса почти с нуля.
Содержание
- Почему Египет вообще задумался о новой столице?
- Проблема воздуха, от которой страдает весь мегаполис
- Вода — главный вопрос, который пока без ответа
- Каким будет новый город: архитектура, функция и масштаб
- Планируемые проекты
- Критика проекта: почему часть египтян недовольна
- Что будет дальше: перспективы и риски
Примерно в 50 километрах к востоку от Каира, среди песков и холмов Восточной пустыни, на площади почти 700 квадратных километров возводится город, который должен стать административным, деловым и технологическим сердцем страны. Строительство началось в 2016 году и движется в несколько этапов. Первая очередь в целом сформирована, а вторая должна была стартовать в конце 2024 года. Уже сейчас город наполняется жизнью: тысячи семей переехали в новые дома, а чиновники постепенно переносят рабочие места в современные здания министерств.
Проект называют «вторым Каиром», «египетским Дубаем» и даже «городом будущего», но вместе с тем он вызывает ожесточённые споры внутри страны и за её пределами.

Почему Египет вообще задумался о новой столице?
Старый Каир — город с огромной историей, культурой и архитектурой, но именно его возраст стал источником проблем. На относительно небольшой территории сегодня живут, работают и перемещаются около 20 миллионов человек, а плотность населения достигает рекордных значений — вплоть до 50 тысяч жителей на квадратную милю.
Каир уже давно испытывает сложности с дорогами, транспортом, качеством воздуха, обеспечением водой и электричеством. Он оказался в ловушке: расширяться некуда, нагрузка растёт, а инфраструктура не выдерживает.

Проблема воздуха, от которой страдает весь мегаполис
Каир регулярно входит в списки городов с самым неблагоприятным качеством воздуха на Ближнем Востоке. Смог иногда настолько плотный, что скрывает небоскрёбы и пирамиды от глаз.
Новая столица должна стать «зелёным городом»: парки, бульвары и озеленённые территории должны составлять до 15% от площади, а центральный парк обещает быть вдвое больше Центрального парка Нью-Йорка.
Вода — главный вопрос, который пока без ответа
Город строится в пустыне, что вызывает закономерные вопросы о его водоснабжении. Египет уже переживает дефицит пресной воды, и каждый новый гектар зелёной зоны требует дополнительных ресурсов. Поэтому экологическая устойчивость нового мегаполиса остаётся предметом обсуждений.

Каким будет новый город: архитектура, функция и масштаб
В центре делового района уже возвышается здание Iconic Tower — самый высокий небоскрёб Африки. За ним последуют новые архитектурные символы:
- хрустальная пирамида;
- небоскрёб-обелиск высотой в 1 км;
- гигантская мечеть — крупнейшая на Ближнем Востоке;
- крупнейший в мире восьмиугольный военный комплекс «Октагон».
Каждое здание создаётся с применением технологий энергосбережения и климат-контроля — иначе сооружения в жаре просто не выживут.
Главная цель — перенести в новый мегаполис:

- министерства,
- парламент,
- центральные офисы госведомств,
- штаб-квартиры госбанков.
В марте 2024 года здесь уже начали проходить парламентские сессии, а ещё раньше — репетиционные заседания правительства.
Власти планируют превратить мегаполис в международный финансовый узел Ближнего Востока.
Сюда переезжают:
- коммерческие банки,
- телеком-гиганты,
- крупные индустриальные группы,
- международные корпорации.
Новый город должен стать конкурентом Дубая, Эр-Рияда и Дохи — региональных лидеров в сфере финансовых услуг.


В 2023 году заработала скоростная электричка, связывающая старую и новую столицу. Ежедневно по ней ездят около 48 тысяч чиновников — это первый шаг в создании полноценного транспортного коридора «Каир — новая столица».
Планируемые проекты
- линии лёгкого рельса (LRT),
- большой автобан, соединяющий город с красноморскими туристическими зонами,
- сеть скоростных магистралей внутри самой столицы.
Разные источники называют разные суммы. Средняя оценка — от $58 до $59 млрд, но с учётом инфляции, изменения цен на материалы и внешних заимствований стоимость может превысить и 70 млрд.
Финансирование — комбинированное:
- бюджетные средства,
- займы, в том числе от Китая,
- инвестиции частных девелоперов,
- участие госкомпаний.
Китай играет ключевую роль — он строит крупные объекты, включая небоскрёбы и новые министерские кварталы.
Критика проекта: почему часть египтян недовольна
Главный аргумент критиков: на $50–60 млрд можно было бы:
- модернизировать инфраструктуру Каира,
- обновить жилой фонд,
- улучшить систему транспорта,
- снизить уровень загрязнения воздуха,
- решить проблемы перенаселённых окраин.
Инвестиции в «старый город» могли бы дать результат быстрее, дешевле и эффективнее.
Есть опасения, что новый мегаполис станет местом для чиновников, иностранных инвесторов и богатых граждан, но не для среднего класса и бедных слоёв населения. Египет уже сталкивался с тем, что новые города вокруг Каира остаются наполовину пустыми.
Существует политическое объяснение переноса столицы. Старая столица, особенно площадь Тахрир, была центром протестов во время «арабской весны» и последующих событий.
Новая столица:
- удалена от Kaира на 50 км,
- защищена военными объектами,
- имеет планировку, затрудняющую массовые беспорядки.
По мнению ряда экспертов, перенос столицы снижает риск уличных выступлений и обеспечивает контроль политической обстановки.
В мировой истории построено около 40 искусственных столицы, и Египет следует глобальному тренду.
Христиания (Осло), Норвегия
После пожара 1624 года город был перестроен в новом месте с новым названием. Позже вернулся и старый топоним — Осло.
Анкара, Турция
В 1923 году Мустафа Кемаль Ататюрк перенёс столицу из Стамбула в Анкару — город в центре страны, не связанный с османским прошлым.
Бразилиа, Бразилия
Построена за несколько лет и стала столицей в 1960 году. Её целью также было разгрузить перенаселённый Рио-де-Жанейро и «освоить центр страны».
Египет сегодня движется по тому же пути.

Что будет дальше: перспективы и риски
Перспективы
- разгрузка Каира,
- создание международного финансового центра,
- развитие восточных регионов страны,
- новые рабочие места,
- технологическое обновление Египта.
Риски
- высокая долговая нагрузка,
- неопределённость стоимости содержания города,
- экологические вызовы,
- возможная низкая заселённость при высокой стоимости жилья.
Новая административная столица Египта — проект, который уже изменил страну и продолжит влиять на её развитие десятилетиями. Он может стать символом технологического рывка и модернизации, но может обернуться и тяжёлым финансовым грузом.
Один факт остаётся неизменным: Египет впервые за сотни лет делает попытку полностью перестроить государственный центр, создавая город нового поколения — умный, масштабный, символичный и амбициозный.
Ранее мы также писали про «пупырчатые» дома в Египте: как древние традиции встретились с современной архитектурой, а еще писали о том, где дают гражданство или ВНЖ за инвестиции в недвижимость (Египет входит в список).
